Текстовые объявления, видимые для пользователей интернета, называются контекстной рекламой. Она бывает двух видов: тематической и поисковой. Контекстная реклама становится доступной только в том случае, если пользователь проявил интерес к ней (навел курсор на нее или перешел по ссылке).
Поисковая реклама
Эта разновидность рекламы ориентируется на поисковые системы Google и Яндекс и другие. В отдельных случаях поисковая реклама может отображаться на сайте (так называемые вертикальные поиски).
Вертикальный поиск – поиск на специализированных сайтах по приоритету. Наиболее известные сайты: top100.rambler.ru или automobbile.ru. Эти веб-ресурсы ищут информацию по тематике, а не по запросу на безграничных просторах интернета, то есть по вертикали.
Тематическая реклама
Данная разновидность рекламы отображается на страницах сайта, который является партнером рекламных сетей, если тематика рекламы может быть интересной для пользователя. Тематическая реклама относится к дополнительным видам информации, отображенной на страничке, ее показывают независимо от действий посетителя на сайте.
Показ тематической рекламы работает по принципу: автоконтента – системы автоматического определения контента страницы сайта. Она подбирает соответствующие рекламные объявления по содержанию страницы.
Аукционная система ценообразования
Рекламодатели готовы платить за каждое ключевое слово, которое будет показывать реклама. В связи с этим вся реклама имеет четкую иерархию: первое место занимает реклама, владелец которой готов платить за ее размещение больше других. Таким образом, поднять релевантность контекстной рекламы можно только за счет вложения в нее средств.
Коэффициент эффективности – второй показатель, который влияет на распределение мест для контекстной рекламы. Он отображает уровень интереса потенциальных покупателей. Реклама имеет два показателя, определяющих ее эффективность: кликабельность и коэффициент (CTR – показывает количество пользователей, кликнувших по объявлению).
Особенности контекстной рекламы
- Рекламные ролики, информация и изображения видны только заинтересованным пользователям (например, посетитель сайта интересуется историей, поэтому бот, проанализировав историю посещения страничек, выдаст соответствующую рекламу). Таким образом, пользователя интернета можно сравнить с покупателем в супермаркете, где он ищет товар, а контекстная реклама дает ему подсказки.
- Рекламодатели оплачивают только те действия пользователей, которые максимально близко подводят к покупке товара. Рекламные агентства платят только за переходы по ссылкам или объявлениям, а не за время отображения рекламы на просторах интернета.
- Рекламодатели могут регулировать количество переходов пользователей. Кроме этого, рекламодатели управляют и стоимостью одного клика, а владелец сайта решает: будет он сотрудничать на таких условиях или нет. Поисковые системы Яндекс.Директ установили минимальные ставки за 1 клик – 30 коп, а система Бегун – 1 рубль.
- Гибкость настроек. Контекстная реклама считается самой гибкой по настройкам, поскольку она может привлекать целевую аудиторию по разным параметрам. При показе рекламы учитываются следующие параметры: время, современная стратегия рекламирования, география, экономические факторы и так дальше. Стоит заметить, что эти параметры определяются в автоматическом режиме.
- Прозрачный контроль и анализ релевантности рекламных кампаний. Контекстная реклама отправляет статистику своему владельцу по несколько раз в неделю. Учитывается среднее количество посетителей, их интересы, количество кликов по рекламе или ключевой фразе. Системы веб-аналитки Google Analytics, OpenStat и Яндекс.Метрика анализирует эффективность контекстной рекламы и определяют ее окупаемость.
- Быстрая окупаемость вложенных средств. Контекстная реклама начинает работать мгновенно, с момента ее размещения. Также быстро оценивается ее эффективность (после недели работы рекламы можно проследить количество пользователей, увидевших ее и перешедших по ссылке).
Рынок контекстной рекламы постоянно растет. В 2011 году в России инвестиции в контекстную рекламу составили больше 1 млрд. рублей, это почти 60% роста за 1 год. В 2015 году количество инвестиций выросло еще на 105% и на данный момент времени составляет почти 2,3 млрд. рублей. Таким образом, на долю контекстной рекламы приходится почти 10% всех маркетинговых коммуникаций. Большую часть маркетингового рынка занимает Яндекс.Директ (почти 700 млн. долларов оборота). Постоянный рост эффективности контекстной рекламы и агрессивная политика Яндекс, говорит о том, что владельцу бизнеса необходимо либо отдавать предпочтение более дешевому продвижению в поисковой системе Google, либо платить за рекламу Яндекс.Директ (бизнес в России) так, как только реклама показывает быстрые и хорошие результаты, в сравнении со стандартным поиском Яндекса.