Здравствуйте, любители музыки и ценители качественного звука! Сегодня я представлю Вам обзор наиболее распространенных цифровых аудиоформатов.
Запись звука уже давно не является простой техникой записи голоса или музыки так, как это было на заре создания первых грампластинок и магнитных лент. На сегодняшний день современные аудиоформаты обладают огромными возможностями для записи звука, и даже его изменения. Это уже не статичное шипение из рупора граммофона, в котором красок звука не больше чем цвета в черно-белой фотографии. Современные плееры воспроизводят звук наполненный разнообразными оттенками, сродни палитры в миллион цветов, и все это в Вашем МР3-шнике. Магазин АвтоЗвука Илидан предлагает качественную автомобильную аккустику и автомагнитолы. Все это благодаря цифровому способу записи и преобразованию в звуки при помощи потока данных.
В виду большого разнообразия цифровых форматов и устройств воспроизведения, корректно объясню Вам, дорогие мои читатели, в чем же смысл записи и воспроизведения цифрового звука.
Как мы определяем качество?
Качество звука, который записан на компакт-диск устраивает большинство слушателей. Важным фактором при этом является объем записанных данных. В результате, после записи, появляются различные форматы сжатии цифрового звука. Все методы кодирования имеют одну важную характеристику. Это битрейт, то есть скорость битового потока, в которым любая сжатая информация поступает в декодер при восстановлении звукового сигнала.
Вот, к примеру, во время разговора по сотовому, звук голоса преобразовывается при помощи цифрового сжатия, из-за этого ухудшаются его звучание. Но даже когда речь сжимается при помощи различных алгоритмов в несколько сот раз, все равно сохраняются её основные характеристики.
Перейдем же, наконец, к рассмотрению конкретных форматов цифрового звука. Самым распространенным на сегодня форматом является МР3. Однако чтобы понять его историю, необходимо познакомиться с его предками и ровесниками.
WAV (Waveform Audio File Format)
Это формат файлов для передачи информации в волновой форме, создан инженерами компаний Microsoft и Intel. Является основным аудиоформатом для большого количества систем воспроизведения цифрового звука и служит роль стандартного формата воспроизведения звуковых файлов в ваших персональных компьютерах. Он имеет много спецификаций, которые изрядно пополнились за прошедшие годы.
AIFF (Audio Interchange File Format)
Это формат файлов для обмена звуком, являющийся стандартом для Apple Macintosh. Своего рода брат-близнец WAV. Но у него есть и свои особенности. Например, возможность размещать со звуковой волной отдельную информацию - семплы WaveTable.
RAW
Знакомый формат для любителей и профессионалов цифровой фотографии. В действительности RAW является ни чем иным как чистой воды оцифровкой без заголовка и синхронизации. В нем находится только очередность отсчетов звуковой волны. Оцифровка RAW сохраняется в 16-разрядном формате.
WMA (Microsoft Windows Media Audio)
Кодек WMA, является серьезным конкурентом МР3 так, как обладает явным преимуществом на низких битрейтах, но теряет его когда скорость при подаче информации на кодек увеличивается. WMA послужил основой для создания стандарта WMA DRM, который реализовал давнюю мечту звукозаписывающих компаний - защиту от копирования. Работает это так: созданные на его основе форматы, можно записывать на плееры, типа МР3-флэш, однако Вы уже не скопируете их оттуда.
Ogg Vorbis
Претендует на роль нового универсального формата записи звука с потерей данных. Его можно поставить в ряд родных ему форматов аудиосжатия МР3 и WMA. Также он близок к МР3 за свои психоакустические особенности, подстраивающиеся под человеческий слух. Необычность этого формата, выделяющая его среди остальных, это - математическая обработка записанного звука. Пороговая максимальная частота оцифровки не 44 кГц как в MP3, а 48, и в теории улучшает качество воспроизводимого звука. Также, на что следует обратить внимание, теоретическое число каналов достигает 255, не ограничено двумя, как обычно. Файлы, которые закодированы в этом формате, даже меньше файлов в МР3. Но этот формат не особо популярен из-за того, что имел недостаточную поддержку со стороны производителей аппаратуры.
МР3 (MPEG Layer 3)
Был разработан институтом Фраунхофера в Германии. Принцип записи МР3 основан на маскировке одних звуков другими, при этом часть звуков делаются неслышными. Это не является недостатком так, как человеческое ухо их не воспринимает, а для уменьшения объема музыкального файла это играет большое преимущество. Звуки убираются, после чего получается своего рода «полуфабрикат». После чего он кодируется при помощи научного метода Хоффмана. Необходимо отметить, что программы, которые сжимают звук из оригинала, не имеют стандартизации, а это значит, что каждый мало-мальски грамотный программист при желании может реализовать свою собственную схему сжатия. Еще одна интересная особенность заключается в том, что высокое или низкое качество воспроизведения формата МР3 не всегда зависит именно от плеера, а может зависить и от кодера, который кодирует этот файл. По этому, одни кодеры лучше кодируют, например, симфоническую музыку, другие - рок и металл, третьи - рэп, рэйв и так далее и тому подобное.