Термин IP-телефония слышится все чаще, однако, не все понимают его значение. Если не вдаваться в подробности, то IP-телефония является технологией, посредством которой осуществляется передача речи по IP.
Для того чтобы передача голосовых данных через интернет стала возможна, необходимы специальные устройства, называемые IP-шлюзы или IP-серверы. Через шлюзы осуществляется обмен информацией между сетями разного типа, в данном случае – между телефонными линиями и интернетом. Это позволяет звонить абсолютно любому владельцу телефона независимо от того, в какой точке мира он находится, с компьютера или другого устройства, у которого имеется подключение к интернету, в их число входит и мобильный телефон.
Попадая на шлюз, телефонный сигнал проходит через процессы оцифровки, сжатия и разбиения на пакеты, затем передаётся в точку назначения через протокол интернета, после чего заново преобразуется в сигнал приемлимый для телефонной сети.
Через интернет можно совершать звонки используя схемы компьютер-телефон или компьютер-компьютер и даже позвонить Ляйсан Утяшевой (если, конечно Вы ее хорошо знаете:)). Для совершения сеанса связи необходимо подключение устройства к интернету и соответствующая гарнитура: колонки или наушники и микрофон.
Современная интернет-телефония обладает рядом преимуществ если сравнивать её с телефонной связью, считающуюся традиционной. Главное из них – это низкая стоимость, что особенно существенно при разговорах по междугородним и международным линиям. Например, звонок из России в одну из стран бывшего СНГ посредством стационарного телефона может стоить 20 рублей за минуту, тогда, как стоимость минуты разговора через IP-телефонию обходится примерно в 30 копеек.
Следующим плюсом IP-телефонии является независимость качества связи от расстояния. С другой стороны, этот факт относится также и к недостаткам, поскольку на качество связи влияет загруженность канала. Изначально интернет не предусматривал возможность передачи голоса, и голосовые пакеты транспортируются вместе с другими типами пакетов, что способствует их задержке или даже потере. Это создаёт помехи и значительные неудобства при разговоре. Решением в этом случае станет использование выделенных каналов, что требует немалых денежных затрат.
Интернет-телефония никогда не сможет всецело заменить привычную всем телефонную сеть, но на корпоративном уровне предпочтение использования именно этого способа связи очевидно и перспективно. Наличие возможности осуществления одновременной передачи голоса, изображения и данных других форматов значительно облегчает бизнес-процессы и повышает их эффективность, позволяя добиться снижения затрат на содержание коммуникационной инфраструктуры компании.