5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 [1 Голос]

Основные принципы эффективной навигации в веб-системах

Чтобы свободно передвигаться по веб-сайту и его веб-страницам, без каких-либо затруднений ориентироваться в интернет–пространстве, необходима система эффективной навигации. Многие веб-сайты не достигли бы сегодняшних успехов, а некоторые вошли бы в ряды «мусора» без продуманной навигации.

В статье мы поможем исследовать страницы вашего собственного сайта, разобраться с их управлением и организацией, а также узнаем, не лишаетесь ли вы посетителей, путая их и отнимая у них возможность просто и свободно перемещаться по своему веб-ресурсу.

Для начала, проанализируем интернет ресурс с помощью несложных, но основательных, часто возникающих вопросов. При анализе веб-юзабилити своего сайта, вы убедитесь в том, что эффективная навигация обязательно должна давать ответы на основные вопросы, возникающие у клиентов сайта. Подробнее остановимся на этих вопросах.

«Где я?»

У большей части посетителей интернет-ресурса этот вопрос оказывается первоочерёдным. Такой вопрос появляется у клиента при следовании по ссылке, когда он хочет найти ориентир, таким образом, целью эффективной навигации является показать ответа на страницах сайта. Если же клиент так и не получил ответ и не может сориентироваться в ресурсе, то возникает ряд последующих проблем, никак положительно не влияющих на сайт. Откройте свой веб-сайт и внимательно посмотрите: указывается открытая страничка в разделах меню, или нет?

Наиболее простым методом определения и указания месторасположения клиента является обычное выделение данного раздела в меню (оглавлении), или выделение каким-либо иным цветом.

Указатели для посетителей о местонахождении на сайте (не большая карта). Ещё полезнее будет повторно выделить необходимый раздел в меню, и даже в том случае если уже имеется заголовок.

Следующий типичный вопрос, возникающий у большинства пользователей, – «Где я уже был?»

Кроме изменения тона или обесцвечивания посещённых страниц эффективно также будет применение навигационных цепочек ("хлебные крошки" [breadcrumbs] - Прим. ред.), которые очень удобны в использовании и просто объяснят пользователю о месте его нахождения. Например, такие цепочки активно применяются на текущем веб-сайте.

Эффективная навигация должна показывать посетителю ссылки по которым он уже переходил.

С помощью такой ранговой навигации прибавление ещё нескольких страниц не доставит затруднений. Они, как звенья у настоящей цепи, прицепляются в её конце. Однако самостоятельно Вы вероятнее всего за это дело не возьмётесь. Данные навигационные цепи не являются способом перемещения по сайту, они помогают именно найти своё расположение, являются ориентиром. Советуем применять их в качестве главного ориентира, а для более статичных компонентов, - применяйте основную навигационную систему.

«Куда я могу перейти?»

Любой пользователь глобальной сети на любом заинтересовавшем его сайте ищет нечто особенное, поэтому ему в особой степени требуется знать, куда он сможет попасть далее, пройдя по той или иной ссылке. В такой ситуации вам поможет самый верный и лёгкий, а главное, эффективный способ представления разделов меню – модификация вида и стиля ссылки при наведении мыши.

Показать посетителю существующие разделы сайта, дать понять, что по навигаwии можно попасть в любую точку сайта.

«Почему я должен переходить по данной ссылке?»

Разделы в меню недостаточно просто как-либо обозначить, необходимо пояснить каждый из них дополнительными описаниями или метками. Тогда пользователь будет осведомлён о содержании страницы, на которую хочет перейти. Эти описания могут быть и в виде подтекста, и в виде всплывающих окон при наведении курсора.

Для примера приведём сайт SimpleBits.com, следует отметить, что без заметки “recent entries” под основной надписью SimpleBits Вы вряд ли бы поняли, что данная ссылка ведёт к блогам.

Сделать понятную навигацию для посетителей, человек должен понимать куда он попадет если перейдет по ссылке, это очень эффективно.

В своей книге Don’t Make Me Think (Не заставляйте меня думать) Стив Круг отмечает, что юзабилити не всегда представляет собой подробное объяснение. Также он пишет, что пользователям уже не нужно писать просьбы о вводе ключевых слов при работе с поисковой системой. Здесь включается система взаимодействия шаблонов и переопределений.

В глобальной сети уже почти нет новичков, подумайте об этом в процессе добавления заметок и пояснений.

Сторонитесь любой необъяснимости

Существует “Mystery Meat” – навигация, основанная на принципе применения малопонятного стиля меню. В современной стилизации навигационных систем появляются новые тенденции, системы улучшаются, развиваются и двигаются в новых и новых направлениях. Всё это возникает не просто так. Применяя меню “Mystery Meat”, клиент ориентируется сам с помощью догадок и экспериментов, здесь нет необходимости обращаться к разуму и инстинктам.

Таким образом, обратите своё внимание на то, что и на основе традиций всё же можно показать оригинальность. Однако указанный тип навигации также далёк и от одного, и от другого: очень сложно создать интуитивно эффективную навигацию.

А теперь вновь обратитесь к своему сайту. Вспомните, о чём говорилось в этой статье, и посмотрите, действительно ли ваш сайт так полезен, как вы считаете, или же следует что-то добавить? Хватает ли страницам вашего веб-сайта ясности? Вернитесь к нашим советам и примените их на практике. Успехов!

Разработано для Disqus